г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский, 11
+7 (863) 270-06-75
г. Краснодар, ул. Мира, 54, оф.5
+7 (861) 292-81-85

Определение произведений искусства и культуры

1. Наименование методики.

Методика по определению признаков отнесения предметов к произведениям искусства и культуры.

2. Экспертные учреждения-разработчики.

—  Центр судебных экспертиз по Южному округу (далее ЦСЭ ЮО);

—  Центр экспертных исследований (далее ЦЭИ);

—  Центр судебных экспертиз им. Б. Д. Сперанского (далее ЦСЭ им. Б. Д. Сперанского).

3. Авторы методики (должность, ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.).

Чабанная М. В. — эксперт-искусствовед ЦСЭ ЮО;

Скопцова Г.С.- директор Ростовского художественного училища им. М.Б.Грекова, эксперт-искусствовед, заслуженный работник культуры России;

Мамай К. В. — эксперт-искусствовед ЦСЭ ЮО

Мамай В.И.- руководитель научно-методического Совета ЦСЭ ЮО.

4. Содержание методики.


4.1. Решаемые экспертные задачи.

Определение признаков отнесения предметов к произведениям искусства и культуры. Определение художественной, культурной, исторической и научной значимости предмета исследования.

4.2. Объекты исследования.

Движимые вещи (предметы).

4.3. Методы исследования.

Органолептическо-описательный, расчётно-измерительный, метод историзма, физико-технический, метод аналогий, метод сопоставления.

4.4. Краткая характеристика экспертного исследования.

Документальное исследование. Органолептическое исследование. Оценка, обоснование и формулирование выводов по поставленным вопросам. Составление экспертного заключения.

4.5. Сведения о дате и месте опубликования методики.

Криминалистические и экспертные методики. Ростов-на-Дону, 2014 г.

5. Сведения о дате и месте опубликования методики.

Одобрено НМС ЭУ РО (протокол № 45 от 27.05.2014 г.).

6. Должностное лицо экспертного учреждения, составившее паспорт методики.

Грязев П. А. — начальник Центра судебных экспертиз им. Б. Д. Сперанского

Актуальность темы исследования

Отсутствие единой методики по выявлению признаков отнесения предметов к произведениям искусства и культуры порождает неоднозначные выводы экспертов при производстве искусствоведческих экспертиз.
Настоящая методика разработана на основе действующего законодательства, сложившейся судебно-арбитражной практики, научных трудов, основываясь при этом на специальных познаниях в области искусствоведения, товароведения и оценочной деятельности, ранее проведенных экспертизах, в целях повышения качества производства судебных экспертиз.

Цели и задачи экспертного исследования

Целью методики является разработка модели решения задачи определения признаков произведения искусства и культуры.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • разработать общие принципы решения задачи определения у объектов исследования признаков произведения искусства и культуры; художественной, культурной, исторической и научной ценности предмета исследования;
  • сформулировать наличие у объекта исследования признаков произведения искусства и культуры; художественной, культурной, исторической и научной ценности объекта исследования;
  • определение материала и технику исполнения произведения;
  • определение авторства.

Объекты исследования: движимые вещи (предметы).

Используемые научные методы
При производстве искусствоведческих экспертиз необходимо применять следующие научные методы:

  • документальный;
  • органолептическо-описательный;
  • идентификационный;
  • синтезирующий;
  • классификационный;
  • историзма;
  • аналогий;
  • сопоставления.

Нормативная, техническая, справочная и методическая литература, используемая при проведении исследования.

  1. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» № 4804-1 от 15.04.1993 г.
  4. Закон РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».
  5. Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-фз «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 26.03.1998 г. № 41-фз «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
  7. Федеральный закон от 13.12.1996 г. «Об оружии».
  8. Закон РФ от 09.10.1992 г. № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», утвержденный ВС РФ.
  9. Постановление Правительства РФ от 11.03.2001 г. № 174 О мерах по реализации Федерального закона «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»
  10. Положение Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утв. указом Президента РФ от 30.11.1992 г. № 1487.
  11. Распоряжение Совмина СССР от 14.07.1990 г. № 1119-р «О предотвращении незаконного вывоза за пределы СССР произведений искусства и предметов антиквариата, представляющих значительную художественную, историческую или иную культурную ценность»
  12. Словарь основных терминов судебной экспертизы, М.; 2007 г.
  13. Словарь нумизмата, М., «Радио и связь», 1993 г.
  14. Новый юридический словарь, М., 2008 г.
  15. Г. В. Згурский. Словарь исторических терминов. М., 2008 г.
  16. Товароведение и экспертиза потребительских товаров. М., 2005 г.
  17. Л. Р. Золотарева. Методы искусствоведческого исследования.
  18. Г. Н. Айнова и др. Товароведение и экспертиза металлохозяйственных и ювелирных товаров. Питер. Санкт-Петербург, 2005 г.
  19. Анна М. Миллер. Иллюстрированное руководство по оценке драгоценностей. М., 2010 г.
  20. Исютин-Федотков Д. В. Криминалистический словарь-справочник. М., 2010 г.
  21. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 1995
  22. Е. Р. Россинская. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М., 2005 г.
  23. Т. В. Аверьянова. Судебная экспертиза. Курс общей теории. М., 2006 г.
  24. В.Г.Власов. Большой энциклопедический словарь по изобразительному искусству. М.2001.

Используемое оборудование, инструменты и материалы

  1. Персональный компьютер (далее ПК) (Intel Core i7, 3.50GHz, 16.00 Gb RAM), работающий под управлением ОС Windows 7.
  2. Устройство чтения карт памяти различных форматов.
  3. WAS — сетевое хранилище цифровых данных.
  4. Цифровая камера «Nikon» с возможностью макросъемки и ручной фокусировкой.
  5. Многофункциональное устройство с функцией лазерного принтера «HP».
  6. Планшетный сканер.
  7. Набор для пробирования металлов, весы и калибры, используемые для точной оценки.
  8. Лупа 5 крат.
  9. Микроскоп МБС-10М.
  10. Мерная лента, рулетка с ценой деления 1 мм, длиной 1 м.
  11. Экспертная линейка.
  12. Электронные весы.

Выносимые на разрешение экспертов вопросы

  • Относится ли исследуемый предмет к произведению искусства или культуры?
  • Имеет ли объект исследования художественную, культурную, историческую или научную ценность?
  • Определить рыночную стоимость объектов исследования.

Общие принципы методики

Процесс экспертного исследования (последовательность действий эксперта)

Проведение экспертного исследования предполагает следующие, взаимосвязанные между собой, этапы:

1)Документальное исследование.

В качестве документов для производства экспертизы могут быть представлены: договора на приобретение; протоколы осмотров; допросы свидетелей и иные документы.

2)Органолептическое исследование

В ходе органолептического исследования устанавливаются:

2.1. Лица, присутствующие при осмотре, их Ф.И.О., должностное и процессуальное положение.

2.2. Проверяется упаковка, в которой объект исследования поступил в экспертное учреждение; делается ее описание.

2.3. Производится идентификация объекта исследования:

визуальное восприятие;

линейно-геометрические размеры;

цвет, материал и техника исполнения объекта исследования;

состояние (сохранность) объекта. Состоянием называется то, как объект исследования сохранился.

Каждое повреждение в объекте исследования должно описываться как по характеру, так и по местоположению и степени. Местоположение (верх, низ или центр; сверху слева или сверху справа относительно какой-то центральной точки). Описание дефекта (вмятина, скол, царапина, дыра, трещина): незначительный, легкий, умеренный, заметный, чрезвычайный.

клейма и иное маркировочное обозначение.

3. Оценка, обоснование и формулирование выводов по поставленным вопросам.

Объект исследования, исходя из настоящей методики, идентифицирован как движимая, неделимая, простая, неограниченная в обороте, индивидуально-определенная вещь.

Признаками, характеризующими объект исследования, как индивидуально-определенную вещь, являются:

назначение (способность объекта удовлетворять физиологические и социальные потребности);

эстетические свойства (свойства воспринимать признаки социально-культурной значимости вещи, степени их полезности и целесообразности.) К показателям эстетических свойств относят: форму изделия; цвет; материал и технику исполнения изделия, ценность композиции; оригинальность изделия; мастерство произведенного исполнения;

происхождение и производство (авторство, время и место изготовления).

4. Составление письменного заключения эксперта по форме и содержанию, установленному ст. 25 ФЗ от 31.05.2001 г. № 73-фз «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Критерии определения признаков отнесения объекта исследования к произведениям искусства и культуры; художественной, культурной, исторической и научной ценности объекта исследования

Алгоритм решения экспертной задачи, сформулированной в вопросах, выносимых на разрешение эксперта, предполагает рассмотрение его в контексте с понятийным аппаратом, в сопоставлении данных органолептического, идентификационного и диагностического исследований требованиям нормативных актов и методической литературе.

Под бытовым предметом понимают предметы, необходимые для повседневной жизни.

Произведение искусства — объект авторского права, являющийся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа их выражения.

Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, представляющее собой способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.

Искусство — одна из форм общественного сознания; эстетическая деятельность человека, его художественное творчество по законам красоты, проявление в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, графики и т.п.

Под культурными ценностями понимают 1) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, диалекты, говоры, национальные обычаи и традиции, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историческом отношении территории и объекты; 2) движимые предметы материального мира, а именно:

культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;

культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации;

культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;

культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Под историческими ценностями понимают составляющие историческое достояние и имеющие общественную значимость категории предметов.

Исторически значимыми являются культурные ценности, имеющие прямое отношение к ранним историческим периодам, а также к значительным историческим событиям или известным личностям, сыгравшим выдающуюся роль в мировой истории, науке и культуре.

Художественно значимыми являются культурные ценности, представляющие собой выдающиеся творения мировой культуры.

Научно значимыми являются культурные ценности, которые признаются важнейшими в изучении всемирной истории, отдельных художественных и научных направлений и школ.

Иными культурно значимыми являются культурные ценности, обладающие специально-ценностными качествами.

Уникальными являются культурные ценности, обладающие редкими, единственными в своем роде отличительными особенностями, свойствами и качествами.

Проведя анализ исследования объекта экспертизы, в совокупности с понятийным аппаратом, в рамках заданных вопросов, эксперт может прийти к выводу, что объект исследования является предметом произведения искусства и культуры, имеет историческую, научную, художественную и культурную ценность, если он:

1) обладает редкими, единственными в своем роде отличительными особенностями, свойствами и качествами;

2) имеет прямое отношение к ранним историческим периодам;

3) является выдающимся творением мировой культуры;

4) обладает специально-ценностными качествами.

При выявлении признаков произведения искусства и культуры, а также определении его художественной, культурной и исторической ценности необходимо также учитывать:

тираж выпуска объектов исследования;

наличие (отсутствие) особых художественных замыслов;

наличие в них драгоценных металлов и камней;

повышенная их стоимость;

изготовление ручным способом;

небольшое количество объектов исследования в свободном обращении;

большой срок с момента их выпуска.

Выявление признаков антиквариата объекта исследования

Под антиквариатом понимают: а) совокупность старинных предметов; б) старинный ценный.

К признакам антиквариата можно отнести:

уникальность;

редкость;

год создания (выпуска) (100 и более лет);

стоимостную ценность;

стиль (устойчивая целостность и общность образной системы средств художественной выразительности, образных приемов. С понятием стиля связывают весь комплекс явлений и формы. Стиль отражает индивидуальную манеру, художественные особенности в творчестве, обозначает периоды истории искусств).

Признавая объект исследования предметом антиквариата, эксперт должен исходить из наличия всей совокупности признаков, свойственных предметам антиквариата.

Об исследовании видео-, фотопродукции

В ряде случаев предварительным следствием на решение экспертов ставится вопрос, касающийся определения признаков порнографии в видео-, фотопродукции: относится ли названная продукция к произведениям искусства и культуры, и имеет ли она художественную, культурную, историческую или научную ценность.

  1. ряду с нормативными и методическими материалами, указанными ранее в настоящей методике, следует руководствоваться:
  2. ГОСТ 13699-91. «Запись и воспроизведение информации. Термины и определения».
  3. Осмотр при расследовании преступлений в сфере компьютерной информации. М., 2007 г.
  4. Учебное пособие. Судебно-Экспертное Исследование Компьютерных Средств и Систем (А. И. Усов).
  5. ФЗ от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  6. Модельный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (принят в г. Санкт-Петербурге 03.12.2009 г. Постановлением 33-15 на 33-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).
  7. Протокол об изменении Договора о борьбе с распространением порнографических изданий. Подписан в г. Париже 04.05.1910 г., Лейк Сансес. Нью-Йорк. 04.05.1949 г. (по состоянию на 03.04.2014 г.).
  8. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающегося торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Нью-Йорк, 25.05.2000 г.) (по состоянию на 03.04.2014 г.).
  9. Рекомендации №R (91) 11 Комитета министров Совета Европы «Относительно эксплуатации секса в целях наживы, порнографии, торговли детьми и несовершеннолетними» (принята 09.09.1991 г.).
  10. В. В. Бычков. К вопросу о назначении судебных экспертиз при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом порнографии. Эксперт-криминалист № 3, 2013 г.
  11. Д. В. Шмыков. К юридическому определению порнографии. Вестник Пермского университета, 2013 г., № 2.
  12. А. Г. Донченко. Понятие порнографии в российском уголовном праве. Известия ВУЗов. Правоведение 2011 г., № 2.
  13. Е. П. Гуськов, А. В. Усатов. Словарь эволюционно-биологических терминов. Ростов-на-Дону, 2006 г.
  14. Медицинский толковый словарь. М., 2005 г.
  15. М. И. Еникеев. Психологический энциклопедический словарь. М., 2009 г.
  16. Психологический словарь. Ростов-на-Дону, 2004 г.
  17. И. Я. Буромский, В. А. Клевно, Г. А. Пашинян. Судебно-медицинская экспертиза. Термины и определения. М., 2006 г.
  18. И. Е. Лукьянова, В. А. Овчаренко, Антропология. Учебное пособие. М., Инорра, 2008 г.
  19. О. М. Павловский. Биологический возраст человека. М., изд-во МГУ, 1987
  20. Психофизиология. Словарь (ав. М. М. Безруких, Д. А. Дарбер//Психологический лексикон).
  21. Энциклопедический словарь в шести томах. М., СЭ, 2006 г.

Анализ вышеназванных нормативных актов, методической и справочной литературы позволяет выделить понятия порнография, детская порнография, информация порнографического характера, а также признаки, свойственные порнографии.

Под порнографией понимают противоречащие принципам общественной нравственности, вульгарно-натуралистическое, циничное изображение половых органов, специально детализированное изображение гениталий, сексуальных извращений, оскорбляющих честь и достоинство человека.

Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки порнографии:

она фиксирует внимание потребителя на гениталиях, манипуляциях с гениталиями, половом акте и технике его проведения;

изображение полового акта является в порнографии самоцелью, следование которой убирает из сексуальной жизни другие компоненты сексуального поведения;

в порнографии отсутствует выражение личностного смысла сексуального поведения;

она, в отличие от эротики, ориентирована только лишь на стимуляцию сексуального возбуждения;

порнография изображает дегуманизированные социально или морально осуждаемые формы половых контактов (гомосексуализм, групповой секс, половые контакты с животными и т.д.);

в ней присутствует демонстрация сексуальных сцен вне художественной задачи с детализированными грубо натуралистичными, циничными, непристойными деталями;

в порнографических материалах имеет место использование крупного плана, прямых ракурсов съемки при показе сцен полового акта.

Детская порнография — это материалы или предметы, содержащие любые изображения или описание ребенка или совершеннолетнего лица, имитирующего ребенка, совершающего или имитирующего действия сексуального характера или принимающего участие в совершении таких действий или в их имитации, либо реалистичные изображения (в том числе созданные с использованием анимации и электронной техники) образа ребенка, совершающего или участвующего в совершении действий сексуального характера, а равно любое изображение или описание половых органов ребенка в сексуальных целях.

Под информацией порнографического характера понимают:

а) Информацию, представляемую в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного;

б) Информацию, не имеющую научного, медицинского или учебного предназначения описание или фото-, видеоизображение или иное изображение (в том числе созданное средствами компьютерной графики, анимационными или иными изобразительными средствами) реально совершаемого человеком или имитируемого им полового сношения или иных действий сексуального характера, в том числе совершаемых в отношении животного, а также натуралистическое описание или изображение половых органов человека в сексуальных целях или иных интимных сторон жизни человека, связанных с удовлетворением сексуальных потребностей.

В специальной литературе различают два вида возраста:

а) возраст хронологический — выражает длительность существования индивида с момента его рождения;

б) возраст психологический — ограниченная во времени ступень развития индивида, отличающаяся совокупностью физиологических и психических изменений. В отличии от возраста хронологического это понятие обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (детство).

Переход к новой возрастной ступени характеризуется перестройкой стратегии поведения, существенными психическими изменениями в деятельности и общении, новым соотношениям социальной среды и развивающейся личности.

В отечественной психологии принята следующая возрастная периодизация:

  • младенчество — от рождения до года;
  • предшкольное детство — 1-3 года;
  • дошкольное детство — 3-6 лет;
  • младший школьный возраст — 6-10 лет;
  • подростковый возраст (отрочество) — 10-15 лет;
  • старший школьный возраст первый период юности — 15-17 лет;
  • второй период юности — 17-21 год;
  • первый период зрелости — 21-35 лет;
  • второй период зрелости — 35-60 лет;
  • пожилой возраст — 60-75 лет;
  • старческий возраст — 75-90 лет;
  • долгожители — свыше 90 лет.

Различают биологический и социальный возраст индивида.

Возраст социальный — стадии активного включения субъекта в социальные отношения, его способность выполнить социальные роли, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность).

Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 21 ГК РФ). Несовершеннолетними, исходя из положений ст. 25 ГК РФ, являются лица в возрасте от 14 до 18 лет.

Биологический возраст — понятие, отражающее степень морфологического и физического развития организма.

Критериями определения биологического возраста являются:

зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);

скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);

зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов);

наследственность;

конституция человека;

зрелость интеллекта (уровень развития как личности).

Исходя из особенностей объектов исследования (видеофайлов) и экспертных возможностей применения экспертных методов, возможно определение биологического возраста индивида, изображенного на видеофайлах по критериям зрелости и конституции.

Порнографические изображения, содержащиеся на фотографиях или видеофайлах, не являются объектами искусства или культуры, не имеют художественную, культурную, историческую или научную ценность, поскольку:

  1.  они не обладают редкими, единственными в своем роде отличительными особенностями, свойствами и качествами;
  2.  не имеют прямое отношение к ранним историческим периодам;
  3.  не являются выдающимися творениями мировой культуры;
  4.  не могут быть признаны важнейшими в изучении всемирной истории, истории искусства, отдельных художественных и научных направлений и школ;
  5.  не обладают специально-ценностными качествами.

Названная аргументация обосновывается также большим тиражом выпуска объектов исследования; отсутствием особых художественных замыслов; отсутствием в них драгоценных камней и металлов; отсутствием повышенной стоимости; изготовление их не ручным способом; большое количество названных объектов в свободном обращении; сравнительно небольшим сроком с момента их выпуска.