г. Краснодар, 8 (861) 292 81 85, sudexpert23@yandex.ru

г. Ростов-на-Дону, +7-863-270-06-75, versia@inbox.ru

г. Краснодар, +7-861-292-81-85, sudexpert23@yandex.ru

 

 

 

ТОПЛИВО ДЛЯ ТРАНСПОРТА: ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И АДМИНИСТРАТИВНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

 

 

Статья посвящена относительно новому для законодательства правонарушению- требований технических регламентов к различному виду жидкого топлива (бензин, мазут и т.д.). Авторы представляют характеристику состава административного правонарушения по классической схеме его элементов, раскрывают значение используемой терминологии, отражает особенности квалификации, рассматривает вопросы административного расследования, с правонарушением нарушением требованием технических регламентов.

 

Ключевые слова: транспортная безопасность, транспортное правонарушение, технический регламент, административное расследование, экспертиза, отбор образцов.

 

 

Статья посвящена относительно новому в законодательстве – административному правонарушению за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых различному виду транспортного топлива.

За нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту, установлена административная ответственность по ст. 14.43.1 КоАП РФ.

Объектом правонарушения являются отношения в сфере государственного регулирования топливной продукции.

Объективная сторона правонарушения характеризуется нарушением требований технических регламентов о требованиях, предъявляемых к топливу.

Выявление обстоятельств, характеризующих объект и объективную сторону административного правонарушения, установленного ст. 14.43.1 КоАП РФ предполагает необходимость проведения процессуальных действий, требующих значительных затрат времени. К перечню таких процессуальных действий следует отнести действия уполномоченного должного лица, связанные, например с:

-получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ);

-истребование сведений (ст. 26.10 КоАП);

-направлением в соответствующие территориальные органы исполнением ими запросов и поручений (ст. 26.9 КоАП);

-необходимостью получения показаний специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП);

-отбором проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП);

-назначение экспертизы (ст. 26.4 КоАП).

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, направленных на выявление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию процессуальное оформление.

В соответствии с указанием Верховного суда РФ [4] Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе и путем проведения экспертизы.

Понятие административного расследования существенно отличается от понятия проверки, которая представляет собой действия должностных лиц по проведению оценки деятельности хозяйствующего субъекта, направленные на установление соответствия обязательным требованиям. Закон № 294-ФЗ [5] не применяется к действиям должностных лиц государственных органов, связанным с проведением административного расследования. Отсюда следует, что в случае назначение административного расследования должно осуществляться в соответствии со ст. 28.7 КоАП.

В случае, если нефтепродукт приобретался до обнаружения правонарушения, то оформление протокола об изъятии проб и образцов, не требуется. Следовательно, в данном случае не подлежат применению положения ст. 26.5, 27.10 КоАП РФ, в части соблюдения порядка взятия проб, поскольку в данном случае изъятие проб проводилось не входе производства по административному делу и не должностным лицом административного органа (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2019г № 08АП-4348\2019; определение Верховного суда РФ от 26.12.2019г № 304-ЭС19-23531).

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении, исходя из положений ст. 28.3 и ч.3 ст.28.7 КоАП принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в виде определения, а прокурор в виде постановления, после выявления факта совершения правонарушения.

Протоколы об административном правонарушении, составляют должностные лица, указанные в ст. 23.43 и ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ.

Поводы для возбуждения административных дел установлены ст. 28.4 КоАП. Перечень этих поводов не является исчерпывающим.

Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору на морском, речном и авиационном транспорте.

Юрисдикция Управления государственного авиационного надзора округа распространяется на весь федеральный округ, в том числе и на область, в него входящую, в связи с чем дело об административном правонарушении считается рассмотренным в этом административном районе, не зависимо от территориального расположения органа, должностное лицо которого рассмотрело дело (решение Свердловского областного суда от 28.02.2011г по делу № 72-119\2011).

Вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ.

Проведение экспертизы по делам, связанным расследованием дел, возбужденным по ст. 14.43.1 КоАП, обязательно, так как для установления обстоятельств соответствия топлива техническим регламентам, требуются специальные познания в области товароведения, химии и биологии, а также специальные инструменты и оборудование. Требуются специальное оборудование и специальные познания при отборе проб и образцов.

В соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного и муниципального контроля, если указанные доказательства были получены с нарушением закона.

Применительно к расследованию правонарушения по ст. 14.43.1 КоАП, нас интересует взятие проб и образцов, а также назначение экспертизы, момент их осуществления.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (честь 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

Из смысла ч.1 ст. 26.4 КоАП и ч. 1 ст. 26.5 КоАП усматривается, что экспертиза, а также взятие проб и образцов, возможно при производстве по административному делу, т.е. с момента, установленного ч.4 и ч.5 ст. 28.1 КоАП. Правом на совершение названных процессуальных действий обладает лицо, в производстве которого находится административное дело. Назначение экспертизы не уполномоченным лицом и до возбуждения административного дела, влечет за собой признание недопустимым этих доказательств.

Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности… не предупреждение специалистов, экспертов об административной ответственности за дачу за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы. Не является нарушением порядка назначения и проведения экспертизы, неисполнение обязанностей изложенных в части 4 статьи 26.4 КоАП РФ, если лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, было надлежащим образом сообщено о времени и месте ознакомления с определением о назначении экспертизы, но оно в назначенный срок не явилось и не уведомило о причинах неявки, либо если названные лицом причины неявки были признаны неуважительными [4, п. 18].

Отобрание проб.

Под пробой понимают порцию продукта, извлеченного из общего объема продукта, содержащая или не содержащая компоненты в тех же пропорциях, в которых они присутствуют в общем виде. ГОСТами определено достаточно большое количество видов проб.

На основе анализа действующего законодательства, методических рекомендаций и судебной практики, можно выделить следующие требования, к предъявляемые к отобранию проб нефтепродуктов:

1.могут быть отобраны только после возбуждения административного дела (ст. 26.5 КоАП (далее Кодекса));

2.отбираются только должностным лицом, установленным законом (ч.3 ст. 26.5; ч.1 ст. 27.10; ст. 28.3 Кодекса);

3.отбираются в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (ч.2 ст.27.10 Кодекса);

4.по итогам отбора проб составляется протокол, в который должен иметь сведения о:

-наименование нефтепродукта (марка по ГОСТу или ТУ);

-место отбора пробы (резервуар, транспортное средство, тара и др.);

-количество отобранных проб в литрах;

-количество нефтепродукта, от которого отобрана проба (в тоннах);

-вес нефтепродукта.

Протокол должен быть подписан должностным лицом и двумя понятыми, в случае их участия.

Действия должностных лиц, изымающие пробы должны проводиться в соответствии с порядком, установленном ГОСТом [11] – (постановление ФАС ВСЗ от 16.07.2013г № 33-14343\2012; постановление ФАС СКО от 08.04.2009г по делу № А32-32\2008\9-97).

Не распространяется порядок отбора проб, установленный ГОСТом [11], в случаях, если: а) для должностных лиц определен иной порядок отбора проб нефтепродуктов [12]; б) ГОСТом не установлены правила отбора топлива, например, из раздаточного крана (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2016г № 18АП-11800\2016).

Область применения, правила и порядок отбора проб нефтепродуктов установлен ГОСТами [10, 11]. Названные ГОСТы определяют:

-типы и конструкции пробоотборного оборудования, их герметичность (таблица 1 приложения А);

-основные узлы и диаметр пробоотборного оборудования (п.3.5);

-правила и порядок отбора проб по видам хранилищ нефтепродуктов (п.4.1-4.13);

-правила техники безопасности и пожарной безопасности при выполнении работ по отбору нефтепродуктов (глава 5);

-упаковку, маркировку и хранение проб (глава 6). Так, перед упаковкой пробу нефтепродукта перемешивают, разливают в чистые, сухие стеклянные бутылки. Бутылку заполняют не более чем на 90%. Объединенную пробу делят на две равные части (одна анализируется, другая храниться для рассмотрения споров по разногласиям). Тара с пробками должна быть герметично закупорена. Этикетка с обозначениями наклеивается на тару. Пробы нефтепродуктов с нормативного давления насыщенных паров хранятся при температуре не выше 20 градусов. Пунктами 6.7-6.9 установлены требования к срокам хранения проб.

Из написанного, с учетом экспертно-судебной практики, можно выделить следующие основные нарушения порядка отбора проб:

-использовались инструменты и оборудование, тип которых не определен ГОСТами;

-применен порядок отбора проб, не установленный ГОСТами;

-применен порядок отбора проб, не для данного вида хранилища нефтепродуктов;

-пробы отобраны с нарушением порядка, установленного ГОСТами;

-упаковка, маркировка и хранение проб проведено с нарушением положений ГОСТов;

-при отборе проб не был составлен протокол об изъятии проб.

Должностное лицо, рассматривающее административное дело, не обладает специальными познаниями в области науки, в том числе и в вопросах отобрания проб, не имеет специального оборудования и инструментов, в связи с чем, в соответствии со ст. 25.8 Кодекса оно вправе, для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, привлечь специалиста, который должен отвечать следующим требованиям, а именно, быть:

-совершеннолетним;

-незаинтерисованным в исходе административного дела;

-обладать специальными познаниями в области обнаружения, закрепления и изъятия проб нефтепродуктов.

Исходя из положений ч. 3 ст. 25.8 Кодекса, специалист должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Назначение экспертизы.

Назначение экспертизы осуществляется определением должностного лица, проводящего административное расследование на основании ст. 26.4 КоАП, при возникновении необходимости в использовании специальных познаний в науке и технике.

В определении о назначении экспертизы эксперту должны быть разъяснены его права и обязанности, он также должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (статья 17.9 КоАП).

При решении вопроса о назначении экспертизы по делу с учетом объема и содержания прав, предоставленных лицу, в отношении которого ведется производство по делу и потерпевшему (ч.1 ст. 25.1; ч.2 ст. 25.2; ч. 4 ст. 26.1 КоАП РФ), у названных участников производства выясняется их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом. Окончательный круг вопросов, выносимый на разрешения экспертом, определяется лицом, проводящим административное расследование.

Лицо, проводящее административное расследование, обязано установить и собрать все необходимые для производства экспертизы данные, с учетом мнения сторон, и предоставить эксперту, т.к. ст. 25.9 КоАП РФ эксперту не предоставлено право истребовать доказательства для производства экспертизы.

В рамках технико-товароведческой экспертизы по названной категории дел, на разрешение экспертов, могут быть вынесены следующие основные вопросы:

-является ли представленная для исследования жидкость топливом, если да, то определить его вид и физико-химические показатели;

-соответствует ли топливо, представленное для исследования, требованиям безопасности, предъявляемым к таким видами топлива, Техническим регламентом [7-8].

Постановления административных органов о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст.14.43.1 КоАП РФ обжалуются в арбитражный суд в порядке 207-211 АПК РФ.

В рамках арбитражного дела может быть назначена технико-ситуационная экспертиза, на разрешение которой могут быть поставлены вопросы:

-какими нормативными актами регламентируется порядок (действия) отбора проб нефтепродуктов;

-соответствуют ли действия лиц по отбору проб нефтепродуктов, требованиям действующих нормативных актов и ГОСТов;

-соответствует ли избранный способ изъятия проб задаче обеспечения защиты прав потребителей топлива, реализуемому неограниченному кругу лиц, причинить вред жизни и здоровья граждан, а также нанести ущерб транспорту, потребляющему топливо;

-выполнялся ли юридическим лицом необходимый комплекс мер на сохранение и контроль качества реализуемых нефтепродуктов, что могло способствовать наступлению нарушений Технического регламента.

-находилась ли характеристика топлива, указанная в паспорте топлива в пределах нормы, установленной ТР ТС 013\2011

Недопустима постановка перед экспертом вопросов, выходящих за пределы их компетенции или вопросов, которые носят правовой характер (например, «имеется ли нарушение»; «виновен ли»; «совершил ли противоправные действия» и т.п.

В соответствии с п. 1 ст. 1, ст. 2 и ст. 12 федерального закона от 04.05.2011г № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Закон) и принятыми для реализации Закона постановлениями Правительства РФ судебно-экспертная деятельность, а также деятельность по отбору проб нефтепродуктов, не отнесена к видам деятельности, подлежащим обязательному лицензированию. Об этом говорит и Верховный суд Российской Федерации указывая на то, что судебно-экспертная деятельность является процессуальным действием. Процессуальное законодательство связывает возможность привлечения лица в качестве эксперта для проведения экспертизы и дачи заключения с наличием у него специальных познаний в области науки, ремесла и искусства, а не с наличием лицензии (разъяснение Верховного суда Российской Федерации от 17.07.2002г (см. БВС РФ № 12 за 2002г с. 14); решение Верховного суда РФ от 23.06.2004г № ГКПИ 2004-738).

Федеральный закон от 27.12.2002г № 184-фз «О техническом регулировании» и постановление Правительства РФ от 01.12.2009г № 982 «О едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации», не включают судебно-экспертную деятельность и деятельность по отбору проб, в перечень видов деятельности, подлежащей обязательности сертификации.

Уровень профессиональной подготовки судебного эксперта определяется частью 2 статьи 13 закона от 31.05.2001г № 73-фз «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Судебный эксперт, исходя из положений ст. 13 ГСЭД, должен иметь:

-гражданство Российской Федерации;

- высшее образование;

-диплом государственного образца о наличии у него дополнительного профессионального образования по конкретной экспертной специальности;

- допуск на самостоятельное производство экспертиз. Срок действия допуска – 5 лет.

При этом следует обратить внимание на следующее. В соответствии со ст. 76 ФЗ от 29.12.2012г № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» … лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается… диплом о профессиональной переподготовку.

Приказом Минюста РФ от 27.12.2012г № 237 определен перечень и наименование экспертных специальностей.

Таким образом, компетенция должна соответствовать требованиям ст. 13 ГСЭД и подтверждена дипломами и свидетельствами, установленной формы.

Право экспертного учреждения выполнять судебные экспертизы, подтверждается Уставом экспертной организации, и иного его подтверждения, как-то лицензии или сертификаты, не требуется.

При этом следует отменить, что в соответствии с п. 8 ч.3 ст. 50 ГК РФ и ч. 1 ст. 24 ФЗ от 12.01.1996г № 7-фз «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществляться виды деятельности незапрещенные законодательством Российской Федерации и соответствующие целям организации, которые предусмотрены учредительными документами.

Таким образом, экспертная организация, созданная в форме некоммерческой организации, вправе осуществлять виды деятельности, указанные в учредительных документах. Это относится и к видам экспертиз.

Экспертное учреждение должно иметь ОКВЭД – 71.20.2 «Судебно-экспертная деятельность».

Суммы, причитающиеся экспертам, относятся к издержкам по административному делу (ч.1 ст. 24.7 КоАП РФ). Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица (ч.3 ст. 24.7 КоАП РФ). При неоплате экспертизы, должностное лицо, проводящее административное расследование, вправе, одновременно с вопросом о привлечении юридического лица к административной ответственности, разрешить вопрос о взыскании с него сумм за экспертизу в пользу экспертного учреждения. Такое постановление, исходя из п. 5 ч.1 ст. 12 ФЗ от 02.10.2007г № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», является исполнительным документом, который может быть предъявлен к исполнению судебному приставу-исполнителю.

Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, установленных законом ст. 26.1 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению. На это указывает и Верховный суд России в пункте 16 Постановления [4].

Для всестороннего, объективного и правильного административного расследования по ст. 14.43.1 КоАП РФ необходимо истребовать в материалы административного дела:

-протокол испытания топлива;

-документы, в котором указываются требования, предъявляемые к топливу (при наличии);

-документ идентификации и подтверждающий качество партии продукции;

-копия сертификата на систему качества (при наличии);

-декларацию о соответствии топлива техническому регламенту;

-товарно-сопроводительные накладные;

-выкопировку журнала приема нефтепродуктов на нефтебазу.

В ходе административного расследования подлежат установлению и доказыванию обстоятельства.

Заинтерисованное лицо обязано доказать, что юридическое лицо реализовало дизельное топливо, которое по своим характеристикам не соответствует техническим требованиям, либо иным образом нарушают требования Технических регламентов.

Отсутствие контрольных анализов не входит в рамки доказывания события по административному правонарушению по ст. 14.43.1 Кодекса, поскольку оно связано лишь с несоответствием технических характеристик нефтепродуктов требованием Технических регламентов, чего выявлено не было (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019г № 08АП-6500\2019).

Наличие у юридического лица протокола испытаний с результатом отличным от протоколов испытаний, полученных в ходе контрольных мероприятий, не свидетельствует о его недостоверности.

Отсутствие арбитражной пробы также не свидетельствует о том, что протокол испытаний является не является ненадлежащим доказательством при рассмотрении административных дел (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2019г №15АП-2840\2019 по делу №А32-32045\2018).

 

Используемая литература

1.Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.2001г № 73-фз «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

2.Уголовный кодекс Российской Федерации

3.Кодекс об административных правонарушениях в Российской Федерации

4.Постановление от 24.03.2005г № 5 Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

5.Федеральный закон от 26.12.2008г № 294-фз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

6.Письмо Роспотребнадзора от 19.08.2009г №01\11921-9-32 «О применении норм КоАП при проведении административного расследования»

7.Технический регламент таможенного союза ТР ТС 013\2011. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту

8. Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей», утв. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2008г № 118

9. Инструкция по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов и организациях нефтеобеспечения, утв. приказом Минэнерго России от 19.06.2003г № 231

10.ГОСТ 31873-2012. Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб

11. ГОСТ 2517-2012. Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб

12.Приказ ФТС России от 20.11.2014г № 2264 «Об утверждении порядка образцов проб для таможенной экспертизы»

13. Система Консультант-плюс