г. Краснодар, 8 (861) 292 81 85, sudexpert23@yandex.ru

г. Ростов-на-Дону, +7-863-270-06-75, versia@inbox.ru

г. Краснодар, +7-861-292-81-85, sudexpert23@yandex.ru

Действующим законодательством вопросы согласования строительства в зонах приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации отнесены к компетенции МТУ Росавиации (далее Управление).

Исходя из положений ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, при строительстве в приаэродромной территории, должны решаться вопросы безопасности полетов воздушных судов, а также вопросы негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решение названных вопрос предполагает применение комплекса специальных познаний в области авиационной безопасности, строительства, градостроительства, геодезии, экологии и применение специального сертифицированного оборудования, определяющего различные фактические показатели, которые оцениваются на предмет их соответствия санитарным, градостроительным и иным нормам и правилам.

К сожалению, в виду кадрово-технических причин (отсутствия оборудования и лиц, обладающих специальными познаниями в области геодезии, строительства и экологии), службами аэродромов и Управлениями авиационного надзора решаются только вопросы, связанные с высотными ограничениями для полетов и влиянием строительства на работу радиотехнического оборудования аэродромов.

Не рассмотрение иных вопросов, в первую очередь влияние оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду, инициировало предъявление исков к Управлениям о признании их решений в отказе согласования строительства, недействительными.

В 2020году в суды предъявлены первые иски о возмещении ущерба, причиненного необоснованными ограничениями по использованию объектов недвижимости и осуществлением деятельности в приаэродромной территории (ч.8 ст. 48 ВК РФ).

Согласно позиции Верховного Суда РФ при рассмотрении споров, связанных со строительством в приаэродромных территориях, обязательно проведение экспертиз (определение Верховного Суда РФ от 27.02.2018г № 305-КГ17-15653).

Сложность назначения и проведения экспертиз по делам названной категории обусловлена:

  • комплексным характером исследования, требующего специальных познаний в области авиационной безопасности, строительства, градостроительства, геодезии и экологии;
  • применением специального оборудования и программного обеспечения.
  • отсутствием в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации экспертных учреждений, выполняющих такие экспертизы, в том числе, и в экспертных учреждениях систем Минюста и МВД России.

Центр судебных экспертиз по Южному округ аккредитован в арбитражных судах в качестве экспертной организации, имеет в своем штате экспертов по названным специальностям, а также специальное оборудование и программное обеспечение, необходимое для проведения исследования и дачи Заключения по всему комплексу вопросов, связанному со строительством в приаэродромной территории, в том числе по вопросам:

  1. Представляет ли размещение Объекта угрозу для безопасности полетов воздушных судов на аэродроме гражданской авиации в районе строительства и существуют ли ограничения для использования земельного участка Объекта с учетом характеристик объекта строительства?
  2. Соответствует ли размещение Объекта на вышеуказанном земельном участке градостроительным нормам и правилам?
  3. Имеются ли на вышеуказанном участке факторы обитания человека, уровень которых превышает допустимые пределы, установленные санитарно-эпидемиологическими нормами, и угрожает жизни и здоровью человека (в том числе, уровень шума, вибраций, эмиссии (отработки) авиационного топлива)?
  4. Оценка влияния Объекта на безопасность полетов в зоне расположения Объекта, в том числе на создание помех в работе радиотехнического оборудования близлежащего аэродрома, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полета воздушных судов в границах полос воздушных подходов аэродрома гражданской авиации.

 

Для проведения экспертизы необходимы:

  • схема планировочной организации земельного участка (ПЗУ в составе раздела проект ГП) с координатами проектируемого объекта и высотными отметками расположения проектируемого объекта;
  • выписка из ЕГРН о земельном участке, на котором будет располагаться объект строительства с координатно - поворотными точками.

 

Более широко вопросы строительства в приаэродромных территориях изложены в статьях:«Использование воздушного пространства на приаэродромных территориях: вопросы ответственности и доказывания» и «Строительство в приаэродромных территориях в призме судебных споров».